Как строится работа по коррекции  звукопроизношения
Автор: Ларшина Ольга Александровна.
Ключевые слова: коррекция звукопроизношения, постановка звуков

В статье я постаралась описать систему работы по коррекции звукопроизношения, раскрыть, что коррекция - это поэтапный серьезный труд ребенка, учителя и родителей.
Давно доказано, что неверно произносимые звуки переходят в письменную речь младших школьников, и вместо Шубы в тетрадке появляется Суба. Очень важно разобраться в причинах нарушения звукопроизношения и ликвидировать проблему как можно раньше - лучше до школы, потому что "шепелявость" или "картавость" только кажутся невинными.

Как правило, у детей, с которыми я работаю, нарушение звукопроизношения - это лишь часть проявлений более серьезных нарушений речи. За "картавостью" может стоять: неверный выбор артикуляции, несформированность фонематических процессов, дефекты строения речевого аппарата, физическая ослабленность или даже медицинский диагноз. Чем сложнее природа нарушения, тем больше оно имеет последствий, тем сложнее и дольше проходит коррекция.

Исходя из причин нарушения звукопроизношения разрабатывается коррекционный маршрут для каждого ребенка. Методы коррекции могут значительно отличаться у разных детей, однако методика и очередность этапов работы со звуками всегда неизменна. И что самое главное - нельзя перескочить и пропустить один из этапов работы.

Сначала логопед будет долго и упорно готовить речевой аппарат ребенка к произношению звука. Язык, зубы, нёбо - все должно быть на своем конкретном месте. Сила и направление выдоха - и этот аспект нуждается в тренировке. Ребенку нужно сформировать новую привычку, понять новые ощущения, натренировать органы артикуляции принимать определенные позиции по команде мозга. Это далеко не всегда просто, особенно, если присутствует дизартия (нарушения иннервации мышц речевого аппарата), или если уже сформированы неверные речевые стереотипы.

Большое внимание на подготовительном этапе уделяется не только артикуляционной моторике, но и способности различать звуки со схожими характеристиками, мелкой и общей моторике. Это самый долгий этап - он может длиться и полгода, и год - все зависит от тяжести нарушения. Бывает, что родители говорят: "Мы к тому логопеду год ходили - все бестолку. А вы за 2 урока звук поставили". Так вот, если бы не "тот логопед", не поставить было бы сразу звук. И нет иного способа, чем через серьезную и долгую проработку подготовительного этапа.

После того, как артикуляционный аппарат натренирован на определенные позиции, можно ставить звук. Это получится сделать быстро только в случае качественной проработки предыдущего этапа. Когда звук поставлен, ребенок умеет правильно его произносить (только звук, без слов), тогда начинается второй по длительности этап - автоматизации звука. Идя от простого к сложному, логопед учит ребенка произносить правильно звук сначала отдельно, потом в слогах (и тут тоже есть своя иерархия по сложности), потом в словах, потом в словосочетаниях и предложениях, и потом борется за правильный звук в спонтанной речи.

Все кажется очень логичным и красивым, пока не сталкиваешься с новыми препятствиями: ребенок может не отличать на слух звуки, близкие по способу произношения, может путать звонкие и глухие звуки, может не понимать и не слышать разницу между мягкими и твердыми согласными, между гласными 1 и 2 ряда (А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е) и пр. Быстрее идет работа, если звука у ребенка просто нет - он его не произносит никак (...ыба). А если звук уже искажен или полностью заменен (Лыба/Йыба/Хрыба- горловой Р) - то надо не просто сформировать новые паттерны речевого поведения, а еще и как-то позабыть и отключить старые. Это труднее всего.

Представьте, что вы всегда при ходьбе перекатываетесь с пятки на носок. А тут вдруг вам сказали, что так делать неверно, верно с носка на пятку. И вот вы идете, каждую секунду думая о том, на какую часть стопы сейчас наступить и все время тормозите себя, чтоб не сделать по-старому - от силы самоконтроля лопается голова! Вообразили? Вот и детям непросто. И вот когда желанный звук произносится верно даже в спонтанной речи, логопед берется за следующий этап работы - дифференциацию звука. Ведь теперь, ребенок сможет почувствовать разницу между похожими звуками - на слух, по кинестетическим ощущениям, по визуальному образу звука (букве) и пр. Но если этой разницы не ощутить и не проработать, то ребенок с большой долей вероятности начнет вставлять новый поставленный звук туда, где нужно и не нужно (рыбоРов, верторёт и пр).

Работа логопеда с одним звуком заканчивается тогда, когда ребенок четко идентифицирует: что делает его речевой аппарат, как работает дыхание, почему надо употребить именно этот звук, а "не тот, похожий" на него. Когда ребенок перестает думать над тем, как сейчас надо сказать - тогда можно утверждать, что более для исправления звукопроизношения логопед не нужен.

В коррекции звукопроизношения очень важна активная позиция родителей ребенка. Необходимо ежедневно выполнять задания логопеда: чаще всего это дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. Стоит уделить этому по 3 минуты утром и вечером, когда ребенок почистил зубы перед зеркалом. Когда звук вводится в речь, поправляйте ребенка, если он сказал неверно. Постарайтесь быть тактичными. Придумайте систему знаков, чтоб ребенок понимал, что надо исправить слово. К примеру, родитель может кашлянуть или хлопнуть в момент ошибки.

Самое главное - помнить, что "само не пройдет". Важно поддерживать своего ребенка, помогать ему в коррекции, следить за частотой и качеством выполнения упражнений, не передразнивать и не смеяться над неудачами.
Made on
Tilda